Реставрация и ремонт акустических систем и динамиков.
Разработка акустичеких систем.

+38 063 234 39 34, info@Hi-Fi.kh.ua

Наши телефоны

(063) 234 39 34

info@Hi-Fi.kh.ua




Начало Теория Теория Общие рекомендации для восстановления звучания старых акустических систем.

Общие рекомендации для восстановления звучания старых акустических систем.

 

Итак, вам досталась старая пара акустических систем производства прошлого тысячелетия. Динамики целы, как-то играет. Возможно даже корпус в очень хорошем состоянии. Но руки чешутся, голова на месте и хочется чего-то большего.

Для начала определимся с такими вещами.

Во-первых, акустика золотой эры аудио, даже если она производства бывшего СССР, разрабатывалась высококласными специалистами. В отличие от культуры производства. Поэтому иметь смелость менять схемотехнику разделительных фильтров, не умея хотя бы читать принципиальные электрические схемы, не говоря о специальном образованиии, по крайней мере глупо. Даже правильная замена проводов для некоторых горе-твикеров является непосильной задачей, а это считается чуть ли не панацеей от всех болезней АС. Хотя замена проводов это одно из последних действий, которое хоть как-то может изменить характер звучания. И то если родные уж совсем тонкие и их сопротивление сравнимо с активным сопротивлением катушек в фильтре.

Исходя из этого правило номер раз: не меняем электрическую схему фильтра, если точно не знаем к чему это должно привести. Чаще всего неправильная запайка проводов в АС не приводит к радикальным мерам, а влияет на характер звучания в целом. А когда человек еще и ждет, что его действия могут привести к улучшению звучания... Из этого и рождаются слухи о радикальном улучшении звука, проверено практикой. Доводилось видеть такой твик, после которого без оригинальной схемы фильтра не было возможности разобраться никакой. Меняйте провода после того как как на вашем допуске будут подписи таких людей как Баттерворд, Чебышев, Линквиц-Райли и конечно же Тилля и Смолля. Любая промышленная акустика не проектировалась на коленке без соответствующих измерений!

 А вот реализация идей практически всегда хромала на обе ноги. Забитые шурупы, непроклейки и т.д. и т.п. Добавить к этому списку рассыпавшиеся от времени уплотнительные прокладки из поролона, механические воздействия на корпус в процессе длительной эсплуатации (удары и падения). Вот здесь то мы и разойдемся!

Для начала, попытаемся повернуть время вспять. Аккуратно разбираем АС, точно замечаем как были припаяны динамики к фильтру (полярность имеет огромное значение). Откладываем динамики в сторону, подальше. Внимательно изучаем корпус на предмет лишних щелей. Не лишней считается только порт фазоинвертора, если такой есть в конструкции АС. Нетривиальные решения в виде тунелей, онкенов, рупоров и т.д. мы не рассматривем в рамках этой статьи, это отдельный, довольно серьезный разговор. Зачищаем стыки стенок с внутренней строны от легко отваливающихся элементов. Берем обычный ПВА, и хорошенько проклеиваем корпус. После высыхания желетельно стенки оклеиить виброизоляцией. В наше время это не проблема, идем на авторынок и покупаем максимально толстую фольгированную виброизоляцию (она бывает максимум 4 мм, так, что это не так уже и сильно повлияет на внутренний обьем корпуса). Не беда если это окажется для вас довольно дорого, тогда просто берите самый дешевый и тонкий вибропоглотитель на фольге. Стоячие волны  в корпусе и он относительно неплохо гасит. Консультируетесь у продавца по технологии наклейки и обрабатываете корпус внутри по всей поверхности. Желательно максимально большими кусками, которые сможете за один раз приклеить. Соседние куски накладывать внахлест обязательно!

Далее разберемся с классическим мешком ваты. Данный элемент никоим образом не является  полезным. Он скорее уменьшает реальный обьем корпуса, чем увеличивает эквивалентный. Без сожаления на свалку! Заменяется минимальным количеством распушенного синтепона, также рекомендую количество подбирать на слух. Ни в коем случае заполнитель не должен закрывать порт фазоинвертора, позабодтесь о том, чтобы путь от низкочастотника к отверстию ФИ был свободен. Обязательно! Иначе будет много хуже чем даже с мешком ваты.

Трубы фазоинвертора, передние декоративные накладки, любые другие пластмассовые детали по возможности оклеивать виброизоляцией обязательно!

В качестве уплотнителей для посадки динамиков, либо задней панели (а чаще всего она делалась съемной в отечественных АС)  можно использовать резиновый оконный уплотнитель (я думаю вряд-ли найдется хоть один рынок, где он не продается). Другие варианты либо трудоемки, либо более дороги при сравнимом качестве уплотнения во всех описанных случаях.

Собираем, включаем, слушаем. Для обьективности оценки все процедуры, описанные выше проделываем с одной колонкой, вторую не разбирая. Потом сравниваем их между собой, делаем выводы о целесообразности проделанной работы и в зависимости от этого либо беремся за вторую, либо ищем косяки зборки электрической части в доработанной акустике (если ее звучание вдруг стало гораздо хуже).

В большинстве случаев различия заметны невооруженным ухом и говорят в пользу доработок. А слушать китайские поделки вам перехочется однозначно.